В Реацентре мы понимаем, как важно вовремя заметить и отреагировать на любые отклонения в развитии ребенка, особенно в области речи. Логопедия входит в комплексную программу реабилитации, где каждый этап направлен на достижение реальных результатов. В рамках этой программы мы активно используем метод МТРТ и другие дополнительные подходы, которые помогают ребенку развивать речевые навыки и восстанавливать коммуникацию.
Чтобы помочь родителям вовремя заметить возможные проблемы, мы подготовиили чек-лист с "красными флажками", которые могут указывать на необходимость консультации специалиста. Если вы узнали в нем своего ребенка, не откладывайте - важно как можно скорее обратиться за помощью.
Коротко и по делу, если узнали своего ребёнка, лучше не ждать, а показать его специалисту.
-
6-9 месяцев
Флажки: мало гуления и лепета, звуки однообразные; нет "диалога", вы обращаетесь, а ребёнок почти не отвечает звуками/мимикой.
Что сделать: чаще общайтесь лицом к лицу, повторяйте его звуки, пойте короткие слоговые песенки, при сомнениях - первичная консультация. -
9-12 месяцев
Флажки: нет разнообразного лепета ("ба-ма-та…"), слабая и нестабильная реакция на имя.
Что сделать: проверить слух у ЛОРа, уменьшить фоновый шум дома, больше потешек с повторяющимися слогами. -
12-16 месяцев
Флажки: нет осмысленного слова ("мама", "дай") и жестов-замен (машет "пока", указывает).
Что сделать: задавайте выбор ("вода или сок?"), вводите 1-2 ключевых слова в рутине ("дай", "на"). -
16-18 месяцев
Флажки: 0-2 понятных слова; просьбы - мини-диалоги по картинкам.
Что сделать: логопедическая оценка; дома - мини-диалоги по картинкам: вы называете, ребёнок пробует повторить; хвалите конкретно ("сказал "дай" - отлично"). -
18-24 месяца
Флажки: меньше 50 слов и нет двухсловных фраз ("мама дай", "ещё сок").
Что сделать: целенаправленно моделируйте двухсловные фразы в быту ("дай ложку", "мяч вверх"), повторяйте 3-5 раз в день. -
24-30 месяцев
Флажки: мало речевой инициативы - почти не просит словами, заменяет речь жестами/поведением.
Что сделать: игры "выбором" и "договори" (вы начинаете - ребёнок заканчивает), ежедневный "разговорный" ритуал 10-15 минут без экранов. -
30-36 месяцев (3 года)
Флажки: нет коротких фраз/простого рассказа; трудно понять и выполнить простые инструкции без подсказки.
Что сделать: консультация логопеда (по показаниям - невролога); говорите коротко и чётко, добавляйте жест/картинку, проверяйте понимание действием. -
3-4 года
Флажки: заметные искажения звуков (свистящие/шипящие, [р], [л]) держатся и "сыпятся" в речи; сложно пересказать простую ситуацию.
Что сделать: постановка и закрепление звуков у логопеда; дома - 5-7 минут артикуляционной гимнастики и слогов ежедневно, без перфекционизма. -
4-5 лет
Флажки: запинки/заикание более 1-2 месяцев, нарастает напряжение, ребёнок избегает слов/ответов.
Что сделать: логопед по плавности речи; дома - замедляем темп, не перебиваем, больше вопросов на "да/нет", никаких просьб "скажи красиво". -
5-6 лет (перед школой)
Флажки: речь малопонятна незнакомым людям, трудности со связными фразами, смешение звуков/слогов, быстро утомляется при разговоре.
Что сделать: комплексная диагностика, план на 6-8 недель с ясными целями (звук - слово - фраза - речь) и короткая ежедневная практика.
Хотите понять, с чего начать? Запишитесь к нам на консультацию: vk.me/reacenter_spb

